Эксперт: школьный педагог должен уметь постоянно учиться новому
25.08.2017По данным сравнительных международных исследований, в последние годы одним из мировых лидеров школьного образования стал Сингапур. Какие подходы и практики сингапурской модели образования можно применить в России? Как поднять уровень и престиж профессии школьного учителя? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал генеральный секретарь Сингапурского союза преподавателей Майк Тируман.
- Господин Тируман, как Сингапуру удалось войти в число лидеров школьного образования в мире?
— На это ушло много лет продуманного, систематического и системного планирования, а также скрупулезного внедрения разработанных планов, их регулярного пересмотра и доработки. Это был многоэтапный проект с упором на образовательные процессы, учебные планы, возможности преподавателей и инфраструктуру. Образовательная политика разрабатывалась с учетом требований экономики Сингапура и потребностей в человеческих ресурсах.
Последние 15 лет Сингапур уделяет огромное внимание развитию компетенции и потенциала преподавателей, включая дифференцированные пути их карьерного роста. Была учреждена Академия преподавателей Сингапура во главе с заместителем генерального директора по образованию (это второй по важности пост в министерстве образования). За этот период также была разработана модель повышения квалификации учителей, которая легла в основу их профессионального развития.
— В России уже существует очень сильная модель, особенно в том, что касается усвоения материала. Об этом говорят такие международные тесты, как Международное исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS) и Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS).
Так как бóльшая часть обучения в российских школах проходит в стенах класса, то здесь можно адаптировать и применять стратегии преподавания с опорой на передовые практики разных стран мира, не только Сингапура. Этому способствует и то, что учебные классы в разных частях света похожи друг на друга, если не считать оснащения. То, что происходит в классе, крайне важно.
- Какие навыки должна развивать школа у учеников 21-го века?
— Ученику 21-го века предстоит жить в постоянно меняющемся глобализованном мире, где все очень нестабильно. Поэтому умение адаптироваться и постоянно учиться новому играет ключевую роль. Навыки коммуникации, работы в команде, критического мышления и решения задач, а также глубокое знание предмета будут незаменимы в новых ситуациях.
- В чем состоят, по Вашему мнению, основные функции и задачи современного учителя?
— Задача учителя остается прежней – подготовить к будущему успешных граждан. Тем не менее, само понятие успеха зависит от реалий, проблем и возможностей сегодняшнего дня. Студент, просто хорошо знающий предмет, не добьется успеха. Поэтому современный учитель должен обучить своих подопечных тем навыкам, о которых я сказал, отвечая на предыдущий вопрос. Он также должен привить им определенные черты характера, такие как любознательность, упорство, сообразительность; передать им уважение к общественным ценностям, воспитать высокие моральные качества и гражданскую позицию.
- В Сингапуре профессия учителя – одна из самых престижных и популярных. Как этого удалось достичь? Какие передовые практики подготовки учителей применимы в России?
— Сингапур разработал модель профессионального роста учителей (TGM), в рамках которой учитель воспринимается как драгоценный камень или бриллиант. Эта модель повышения квалификации стимулирует преподавателей постоянно учиться, брать на себя ответственность за профессиональный рост и личное благополучие.
Пять желаемых результатов TGM такие: 1) этически воспитанный преподаватель; 2) компетентный профессионал; 3) преподаватель, способный учиться вместе с учениками; 4) лидер изменений и 5) создатель коллектива. Эти результаты отражают многогранную суть работы преподавателя.
Чтобы быть способным к достижению этих результатов и стать учителем, выпускнику школы необходимо войти в 30% лучших по результатам государственных экзаменов в 12 классе. Затем кандидат проходит собеседование в министерстве образования и Государственном институте образования (NIE), чтобы пройти отбор на обучение по педагогической программе.
На каждую позицию преподавателя обычно претендует от 8 до10 кандидатов. Министерство образования обеспечивает высокую оплату труда преподавателя, поэтому профессия преподавателя довольно престижна. Будущие преподаватели проходят обучение в NIE и получают распределение в школы. На протяжении всей карьеры они имеют право на 100 часов повышения квалификации в год, которые оплачиваются министерством образования.
Таким образом, главными составляющими успеха в этой профессии являются первоначальный отбор, обучение надлежащим навыкам, а также знания и характер будущего преподавателя. При подготовке преподавателей необходимо взаимодействие между региональными министерствами и департаментами образования.
- На Третьей международной конференции "Образование с высокими возможностями для каждого" в Москве мы планируем обсудить лучшие примеры из мировой практики образования. Чей опыт был бы интересен Сингапуру?
— Сингапур перенимает лучший опыт со всего мира, включая Россию. В каждой стране есть чему поучиться, и мы должны адаптировать успешный опыт под свои реалии. Было бы прекрасно, если бы у сингапурских студентов было больше вариантов развития карьеры.
- Сингапурская модель образования, помимо прочего, опирается на некоторые идеи российских экспертов и исследователей в области образования. Чем российская система образования интересна Сингапуру?
— Действительно, Сингапур очень интересуется российским образованием, особенно в части развития талантов. Идеи Льва Выготского очень популярны в нашей образовательной практике. Обучение никогда не заканчивается. Сингапур, который поощряет и приветствует обучение в течение всей жизни, постоянно учится у других. Россия может предложить много полезных миру педагогических инноваций.
Международная конференция, посвященная вопросам оценки качества образования, проводится в Москве по инициативе Рособрнадзора в третий раз. Темой первой конференции 2015 года стала "Эволюция оценки качества образования", в ходе нее участники обсудили глобальные тенденции и основные вызовы, стоящие перед мировым сообществом в этой области.
Вторая конференция, прошедшая в 2016 году, "Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы" была посвящена практическим вопросам использования результатов оценки качества образования для развития школ и системы подготовки педагогических кадров.
Темой третьей международной конференции, которая пройдет 7 сентября, стало "Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение". Ее участники поделятся своим управленческим опытом в сфере школьного образования и обсудят лучшие практики, позволяющие добиться высоких образовательных результатов, создание современного образовательного пространства. Участие в конференции примут представители международных агентств и ассоциаций, отвечающих за оценку качества образования, а также руководители профильных ведомств и ведущие эксперты из России и 13 зарубежных стран.
РИА Новости https://ria.ru/sn_edu/20170823/1500921730.html